Как правильно пить и дегустировать вино

глаз вина

Как только вино правильно подготовили к дегустации, штопор и бокал на изготовке, дальше лучше не торопиться. Ведь все эти приготовления могут оказаться бессмысленными, если следом всё сделать неверно. Вначале вино нужно подружить с «глазом», «носом» и «языком». О чем это я? А вот читайте ниже.

Как правильно оценивать вино глазами?

Оценить недостатки или достоинства вина можно еще и на зрительном этапе. Именно поэтому так важно наливать, дегустировать и пить вино из прозрачного бокала, который следует держать за ножку, а не за чашу.

Оценку напитка глазами лучше всего делать при натуральном свете на белом фоне. Наполните бокал приблизительно на треть, наклоните его вбок и оглядите на свет, желательно, на белом фоне.

О чем глазу может рассказать вино?

  1. Если максимально упростить, то чем выдержаннее белое, тем оно темнее. С красным же наоборот – более выдержанные образцы светлее. Цвет проще оценивать у ободка, то есть у края наклоненного в бокале напитка.
  2. Если вы оцениваете не игристые вина, то наличие пузырьков (даже самых маленьких) говорит скорее об изъяне. Это означает недостаточно умелое или намеренно некачественное производство. Или порчу вина на дальнейших этапах (транспортировка, хранение и так далее). Если правильно и давно дегустируете, такие детали будут бросаться в глаза.
  3. На дне бокала могут наблюдаться небольшие кристаллы. Это так называемый винный камень, то есть выпавшие в осадок дрожжи и другие частицы при спиртовом брожении и дальнейшей выдержке. Пить его не правильно, но, как таковой, он вовсе не говорит о не качественности вина. Либо оно подвергалось воздействию низкой температуры, кристаллизующей эти частицы. Либо у вас в бокале очень выдержанный представитель (что вряд ли).
  4. Также можно оценивать «ножки» или «слезы», то есть следы вина на стенках бокала при его помешивании (аэрации). В легких столовых винах они выражены довольно слабо. В более спиртовых образцах «ножки» характеризуются рельефностью и образуют интересные рисунки. В совсем плохих винах «слезы» крайне смазаны и сравнимы с бесформенным подтеком или пленкой. Хотя тут стоит оговориться, что бокал изначально должен быть сухим и чистым.
  5. Если вино мутное (с очевидными взвесями и частицами), а также чересчур тусклое или по цвету близкое к коричневому, правильнее всего сразу его забраковать и не пить вовсе. Прекратить дегустировать такой образец лучше на этапе «глаза».

нос вина

Первый и второй «нос» вина – как правильно его оценивать?

Как только глаз насладился вином, наступает очередь носа. Чтобы понять, насколько он важен в дегустации, можете провести эксперимент. Попробуйте выпить даже самый прекрасный дегустируемый напиток с закрытым носом. А потом с открытым. Разница будет разительной.

У любого вина есть два «носа». Первый – это аромат и букет сразу после налива в бокал. Второй «нос» открывается после аэрации, то есть взбалтывания напитка в бокале по часовой или против часовой стрелки для насыщения кислородом, раскрывающего новые оттенки.

Сразу после налива опустите нос в бокал и вдохните. Постарайтесь запомнить или даже запишите, что почувствовали. Это будет первый «нос». На этом этапе можно выявить ряд недостатков: чрезмерное применение серы производителем, посторонние неприятные запахи и так далее. Может так случиться, что именно здесь захочется вылить напиток. С опытом станет понятно, что то или иное вино вовсе и недостойно того, чтобы его пить или дегустировать.

Следом проведите аэрацию (от нескольких секунд до минуты) и вновь опустите нос в бокал. Любое, даже самое некачественное вино, поменяет или обогатит свои ароматы, раскроет новые нотки и оттенки. Этим «магическим» приемом желательно пользоваться всегда и везде. С ним процесс дегустации неимоверно обогащается.

Ароматы могут быть невероятно разнообразными: фруктовыми, ягодными, древесными, различных растений, специй, пряностей и какими угодно иными. Процесс их распознавания приносит неописуемое удовольствие. Обязательно уделяйте этому внимание.

рот вина

«Рот» или как уже правильно пить вино?

Наконец, настал момент пить вино. С чем торопится большинство, ошибочно упуская два предыдущих пункта.

Глотните из бокала небольшое количество вина, но пока оставьте его в ротовой полости. Желательно дополнительно втянуть воздух, как бы продувая его через напиток. Это позволит более равномерно распределить его по языку и в целом во рту.

Первое ощущение называется «атакой». Если вино достойное, «атака» должна быть четко выраженной. Во рту оно нагревается, выделяет ароматические элементы, улавливаемые сосочками языка. Причем язык воспринимает лишь 4 элементарных вкуса: кислый, сладкий, горький и соленый. А также распознает температуру вина, его вязкость под воздействием танинов, наличие или отсутствие углекислого газа.

Действительно хорошее вино как бы распускается, расцветает во рту, даря целый букет ощущений. Оно может быть кислотным, бархатистым, танинным, полнотельным и каким угодно иным. Но идеальным является сбалансированность этих самых ощущений, их постепенное раскрытие и не выпячивание какого-либо одного. Такое пить и дегустировать одно удовольствие.

После глотания обязательно оцените послевкусие. Во рту должно продолжаться ароматическое и вкусовое воздействие. Чем лучше напиток, тем богаче и дольше послевкусие.

Почему так важно правильно дегустировать вино?

Великое вино – это непревзойденный баланс цвета, ароматов и вкусов. Чем лучше дегустируемый образец, тем менее выпяченным является один из этих трех характеристик.

Не переживайте, если на первых порах мало что почувствуете «глазом», «носом» и «ртом». Очень маловероятно, что с вами что-то не так и вы не способны различать вкусовые и ароматические оттенки. Это в первую очередь вопрос опыта и сравнений всё новых вин с теми, что уже правильно продегустировали. Никуда не торопитесь и пейте с удовольствием.

Вино – это, пожалуй, самый неспешный напиток, но, вероятно, и самый богатый…

Бюро переводов Гектор