Борьба с алкоголизмом и пьянством в раннем Средневековье
Чрезмерное потребление алкоголя и алкоголизм идут бок о бок с человечеством еще с тех времен, когда первые алкогольные напитки нашими далекими предками были придуманы. И нет никаких оснований думать, что в раннем Средневековье ситуация обстояла иначе. Пили ещё как! Вот об этом здесь и расскажем.
Ситуация с алкоголизмом в раннем Средневековье
Римскую империю развалили далеко не самые культурные народы. Варвары были страстными любителями пива, а после и вина. Больше того, возможность крепко и много выпить у них почиталась за эдакую доблесть и мужественность. К непьющим мужчинам они относились в лучшем случае с недоверием. А часто и банально высмеивали.
Собственно, ничего в этом плане не изменилось и со становлением империи Каролингов к началу 9 века нашей эры. Некоторые историки называют период Каролингов не иначе как «эпохой одержимости вином». Во множестве источников изображаются пьяницы, лежащие в лужах своих всевозможных выделений, смачно описываются многодневные попойки и празднества. В общем, умели тогда отдыхать!
Да и христианская церковь вносила свою лепту в эту разнузданность. В Библии же вино так часто упоминается, да и используется в ритуалах. Да и некоторые нерадивые церковные служители приравнивали алкогольное опьянение чуть не к духовному просветлению. Причем часть священников в этом своем алкогольном просветлении заходили слишком далеко, давая темному, в общем-то, народу не самый лучший пример для подражания.
Как боролись с пьянством и алкоголизмом в раннем Средневековье?
Но всё же не будем рисовать эту историческую картину одной лишь разнузданно-алкогольной краской. С пьянством, конечно же, боролись. Причем некоторые церковные служители судили пьяниц не только за их безнравственное и насильственное поведение, а также и совершаемые святотатства, как например, тосты на пирушках за всевозможных святых, ангелов, архангелов и Бога в целом. Пьяницы банально пропивали свои и чужие деньги, которые могли бы пойти на поддержание Церкви, благотворительность, уплату налогов и податей. И не понятно еще, что из этого всего было более прочего неугодно христианству. Развивать эту тему не будем, дабы не оскорбить кого-нибудь…
Но в какой-то момент в том же 9 веке начали выпускаться особые руководства для священнослужителей, в которых перечислялись покаяния для людей, слишком усердствующих в винопитии. К примеру, им запрещалось потреблять мясо и вино в течение нескольких дней, если кто-то увидел их злоупотребление. Причем для мирян еще по-божески всё было, а вот служителям наказания были куда серьезнее. Некоторых не просто переводили на хлеб и воду, но и запирали. Видимо, посидеть – подумать о своем поведении.
Думаю, вы понимаете, что всё это работало недостаточно эффективно. Общее снижение уровня культуры и образования с распадом Римской империи приводило к закономерному падению нравственности. Чего мы, конечно же, не одобряем. За это и выпьем!