Как библейская легенда о Ноевом ковчеге повлияла на развитие виноделия?
Многие знают о Великом потопе и Ноевом ковчеге из Библии. Но для большинства это история о спасении животных, которых «каждой твари по паре». Однако эта легенда также связана и с вином, точнее с распространением виноделия на более широкие пространства. В этой статье расскажем о рассуждениях историков и археологов на этот счет.
Кратко о самом Ное и его отношениях с вином
В первой книге Ветхого Завета говорится о том, что Ноев ковчег причалил к горе Арарат, которая, кстати, недалеко от упоминавшихся в наших статьях гор Таурус в Восточной Турции. И вот после этого причаливания, согласно Библии, «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем».
О чем нам говорят эти 2 предложения? Во-первых, Ной не занимался возделыванием винограда до Великого Потопа. Во-вторых, он, вероятно, не знал о пьянящем воздействии вина на человека. То есть в Библии утверждается, что именно Великий Потоп оказался стимулом к появлению или развитию виноделия.
Насколько история о Великом потопе реальна?
А теперь давайте отойдем от библейских легенд и обратимся к имеющимся фактам. Исследователи полагают, что до 5600 года до нашей эры на месте Черного моря было пресное озеро, причем гораздо меньшей площади, чем современное море. И эту самую местность от Средиземного моря отделяла небольшая 30-километровая перемычка. За достаточно короткое время перемычка эта размылась, создав современный Босфорский пролив. А поскольку территория современного Черного моря была ниже уровня Средиземного, то она стала быстро заполняться морской водой.
Чем не Великий потоп? Особенно для тех, кто жил тогда на территориях, быстро уходящих под воду. Естественно, началась миграция местного населения. Кто-то ушел в Европу и на современную часть Украины. Другие двинулись на Кавказ, в сторону современных Турции и Сирии. И, конечно, унесли с собой ценные знания и предания о Потопе. Который далеко не только в Библии упоминается. Взять то же шумерское «Сказание о Гильгамеше».
Но вернемся к вину. Ведь тогда на этой территории уже возделывали виноград и делали первое вино. И в пользу справедливости и вызванной Потопом миграции говорит хотя бы то, что слово «вино» звучит во многих языках схоже: «vino» в Италии, «wein» в Германии, «wijana» по-анатолийски, «wino» по-картавельски, «wajnu» в протосемитском языке и «woi-no» в дневнем индоевропейском. Разумно предположить, что слово это было изобретено где-то в одном месте, а затем после того же Потопа распространилось по окружающим территориям. Но это, конечно, всего лишь одно из предположений.
Так насколько это правдоподобно?
Еще эта история о Ноевом ковчеге и Великом Потопе вполне себе объясняет, почему вино стали производить приблизительно одновременно в гористых областях «Плодородного полумесяца» в 5000 годах до нашей эры.
Впрочем, все эти предположения более чем дискуссионны по причине недостаточности археологических находок и каких-либо письменных подтверждений. Зато крайне интересно. Как и всё, что касается нашего любимого вина!